Перед выходом из декретного отпуска (правильно – отпуска по уходу за ребенком) важно сделать следующие шаги.
Первое – предварительно встретиться с непосредственным руководителем.
На встрече: обсудите те изменения, которые произошли за время Вашего отсутствия, узнайте, есть новые сотрудники в отделе, какие задачи стоят перед отделом, как изменилась система коммуникаций в компании. Возможно, появилось новое программное обеспечение, или расширился функционал должностей, или развивается какое-то новое перспективное направление.
Уточните, кто вел Ваш участок работы во время Вашего отпуска по уходу за ребенком, как будет происходить передача документов, информации, в какие сроки.
Когда у Вас появится эта информация, Вам будет гораздо спокойнее и проще составить план работы для себя на ближайшие 2 месяца. Обсудите Ваш план с руководителем.
Второе. План потребуется не только для рабочих дел, но и для семейных. Ваш план действий теперь должен учитывать:
— время на сборы утром, с учетом возможностей и капризов малыша,
— время на отвезти малыша в сад или дождаться няню,
— время на дорогу с учетом нового маршрута.
Третье. Будьте готовы к вопросам о том, с кем будет оставаться ребенок, когда Вы будете на работе, будет ли помощь, если малыш будет болеть или на больничном Вы будете оставаться дома Стоит посмотреть на эти вопросы глазами руководителя – ему важно знать, как планировать работу отдела, сможет ли руководитель планировать распределение обязанностей на полное время для Вас или все-таки необходимо подстраховаться и, например, часть нагрузки перераспределить.
Четвертое. После встречи с руководителем встретьтесь с коллегами. Посмотрите на Ваше рабочее место, познакомьтесь с новыми сотрудниками, расскажите о том, что планируете приступить к работе. Поинтересуйтесь, что происходит в коллективе, как настроение, какие актуальные задачи решаются коллективом.
После встреч – проанализируйте свои ощущения. Обратите внимание на то, как Вы себя чувствуете, что произвело на Вас впечатление, какое настроение создалось после встречи?
Если это легкая растерянность, то просто возьмите себе время на то, чтобы успокоиться и разложить новую информацию по полочкам. После этого – переходите к составлению плана и делайте шаги для его реализации.
Если Вы почувствовали, что в коллективе настроение «не очень», то первая рекомендация – не делать выводов. Возьмите паузу. Выдохните. Попейте чаю. Порассуждайте. Наверняка, примерно такая же ситуация была и до того, как Вы ушли в декрет. Значит, ситуация не новая, Вы в ней уже были, и она была для Вас привычной, просто сейчас Ваш взгляд изменился. Это первое. Второе. Совсем не факт, что настроение в коллективе связано именно с Вами и Вашими планами по выходу на работу. Вполне вероятно, что у кого-то из коллег машина не завелась утром, кто-то поссорился с семьей перед работой, а у кого-то болит голова. Или руководитель вместе со всем отделом получил внезапную срочную задачу и все планы на день рухнули, а настроение стало как раз «не очень».
Еще один инструмент, которым можно воспользоваться. Нарисуйте на чистом листе круг. Внутри круга – Ваша зона влияния. Туда можете рисовать точки, которые отражают то, на что Вы можете влиять. Все, на что Вы влиять не можете – остается вне этого круга, то есть вне Вашей зоны влияния. Стоит ли тратить силы и энергию на то, на что влиять не возможно? Нет, не стоит. А вот составить список точек влияния, которые попали внутрь нарисованного круга, и план действий – Вам вполне по силам.
В первые дни на рабочем месте после выхода из декрета важно обратить внимание во на что:
1) постарайтесь уловить темп работы,
2) записывайте вопросы, если они возникают, чтобы задать их и обсудить на встрече с руководителем,
3) спрашивайте у коллег. Искусство задавания вопросов – это тема для отдельной статьи,
4) в конце рабочего дня записывайте все результаты Ваших действий за день и обязательно составьте план на следующий рабочий день.
Следующие рекомендации будут полезны не только тем, кто вышел из отпуска по уходу за ребенком, но и тем, кто вышел на работу в новый коллектив:
1) будьте вежливы. Поздороваться, сказать «спасибо», поблагодарить за помощь или ответ на вопрос – дорогого стоит в любом обществе и производит очень благоприятное впечатление,
2) будьте внимательны к другим. Предложите помощь коллегам в том, в чем Вы профи, если посчитаете возможным помочь,
3) помните, что лучшая реакция на любое негативное действие или слово – юмор и профессиональная компетентность в рабочих вопросах,
4) если не знаете, как ответить, не отвечайте сразу, возьмите паузу, выдохните и скажите: «Мне нужно время, чтобы уточнить информацию»,
5) если в коллективе допустимы негативные нападки на коллег, переругивание, переваливание ответственности, то вспомните, наверняка подобные ситуации были и до Вашего декрета, как Вы с ними справлялись? Уверена, Вы вспомните пару-тройку своих коронных приемчиков, как отвечать на выпады в Вашу сторону. Если не вспоминается, то как я уже написала выше: юмор – лучшее средство в любой коммуникации,
6) помните, что коллектив – это не только сообщество профессионалов, объединенных рабочей целью, это еще и сообщество людей, у которых есть интересы поимо работы. Проявляйте искренний интерес к увлечениям коллег, посмотрите, как будут меняться отношения.
И еще один важный момент, на который я обратила внимание после того, как вышла на работу после второго декрета. Первая беременность и первый ребенок меняют жизнь женщины очень-очень сильно и необратимо. В жизни женщины рождается новая идентичность, это полностью меняет представление о мире, людях, жизни. За время декрета перед глазами мамочки разворачивается новая жизнь: вот только родился маленький человек, первое кормление, вот он уже держит голову, вот первая улыбка, первое слово, первый шаг, первая болезнь, прививки, прогулки и еще столько событий! Буквально каждая минута наполнена новыми событиями!
У Вас может сложиться впечатление, что вокруг Вашего маленького союза с малышом события развиваются также стремительно и в профессиональном плане, и на работе, и у коллег. Но это не так. В большинстве случаев у коллег, да и в профессиональном мире таких глобальных изменений за такой короткий срок (даже 3 года в данном случае – это не большой период!) не произошло! И такой концентрации событий у коллег тоже не было! У них скорей всего сохранился примерно такой же ритм жизни, как и был до Вашего декрета: плюс-минус те же задачи: работа – дом – спорткулб – магазин и тд.
Уверяю Вас, и в профессиональной сфере, если Вы хотя бы раз в полгода просматривали профессиональные новости, то Вы в курсе тенденций и трендов, а значит – быстро включитесь и освоитесь. Не факт, кстати, что Ваши коллеги отрывались от рутины, смотрели новости и знают о трендах и тенденциях хотя бы столько же, сколько знаете Вы.
Плюс ко всему, у Вас есть прекрасный опыт многозадачности, который многим и не снился, и выдерживать дед-лайны (например, переделать 100 дел за те 40 минут, пока младенец спит не на ручках) Вы точно научились как никто другой.
В общем, что я хочу сказать:
— карьера после декрета (отпуска по уходу за ребенком!) может выйти на новый уровень,
— несколько недель потребуется и на адаптацию всего семейного уклада, потом привычки изменятся и станет намного легче,
— коллектив привыкнет к Вам, так же как и Вы адаптируетесь к коллективу.
Ps. Даже если это будет коллектив в другой компании.
PPs. Счастье быть мамой останется с Вами, вне зависимости от того, какие перемены будут в Вашей карьере.
Статья на Яндекс Дзен